Главная / РОССИЯ / В России значительно выросла смертность от алкоголя, поэтому правительство подготовило «Стратегию ЗОЖ»

В России значительно выросла смертность от алкоголя, поэтому правительство подготовило «Стратегию ЗОЖ»

Смертность от отравления алкоголем за последние шесть месяцев 2019 года выросла в России на 17,2%. За прошедшие полгода в стране от отравления спиртным скончались 5 тысяч 505 человек или почти шесть человек на каждые 100 тысяч населения. Таки цифры приводятся в докладе Центра разработки национальной алкогольной политики.

Рост смертности граждан от алкоголя в некоторых регионах Российской Федерации вырос не на десятки, а на сотни процентов. Так, в Татарстане, где зафиксирован наибольший рост смертности, этот показатель вырос в 12 раз.

На втором месте по гибели граждан от алкоголя стоит Еврейская автономная область — рост в 6,7 раза. На третьем месте — Республика Тува, где отмечен рост более чем в три раза.

В Пензенской области — показатели смертности от алкоголя выросли на 40,3%, в Курганской области — на 13,4%, в Москве — на 10,9% (в январе-июле от отравления алкоголем в столице скончался 71 человек). В Санкт-Петербурге за это время умерли 83 человека, что в 1,8 раза больше, чем годом ранее.


Наибольшее снижение гибели людей от отравления спиртным зафиксированы в Костромской области, где смертность снизилась на 92,5%, и в Ханты-Мансийском автономном округе, где зафиксировано снижение на 66,7%.

Примерно пятая часть из всех погибших (1 207 человек) относится к отравлениям и воздействиям алкоголем с неопределенными намерениями, что на 16,6% больше, чем годом ранее. Так в Международной классификации болезней называют случаи, когда эксперты не могут определить, стала ли смерть результатом несчастного случая, убийства или суицида, отмечает . Стандарта по диагностике отравления и воздействия алкоголем с неопределенными намерениями не установлено. Группа риска в этой сфере — молодые люди в возрасте 15-19 лет.

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России согласовала разработанный Минздравом России доработанный проект «Стратегии формирования здорового образа жизни (ЗОЖ) населения, профилактики и контроля неинфекционных заболеваний на период до 2025 года», говорится в тексте письма ФАС, размещенном на портале «Будущее России. Национальные проекты».

Как сообщает ТАСС, в обновленной редакции стратегии приводится новое определение понятия «здоровый образ жизни». «Здоровый образ жизни — это образ жизни человека, направленный на предупреждение возникновения и развития неинфекционных заболеваний и характеризующийся исключением или сокращением действия поведенческих факторов риска, к числу которых относятся употребление табака, вредное потребление алкоголя, нерациональное питание, отсутствие физической активности, а также неадаптивное преодоление стрессов».

В документе отмечается также, что «по оценкам Национального исследовательского института профилактической медицины, совокупный ущерб от неинфекционных заболеваний составляет около 3,6 трлн рублей, что эквивалентно 4,2% ВВП, причем большая его часть была обусловлена потерями и сокращением численности населения из-за преждевременной смертности». Реализация мер стратегии, по расчетам Минздрава России, должна позволить к 2025 году сократить, в частности, подушевое потребление алкоголя до 9 литров на душу населения.

Создание нормативно-правовых актов по борьбе с избыточным употреблением алкоголя и другими факторами риска развития заболеваний Минздрав России осуществляет в рамка федерального проекта «Укрепление общественного здоровья», включенного в национальный проект «Демография». Мотивация россиян к здоровому жизни, их отказ от вредных привычек позволит снизить заболеваемость и смертность от всех основных причин, в том числе смертность населения трудоспособного возраста. Снижение этого показателя до 350 случаев на 100 тыс. населения запланировано в нацпроекте «Здравоохранение».

Ранее Центр разработки национальной алкогольной политики предложил для сокращения потребления населением России спиртного ряд радикальных мер.

К примеру, ввести частичные ограничения на продажу алкогольной продукции в выходные дни, как это делается в скандинавских странах и ряде штатов США. У субъектов РФ на данный момент уже есть законные полномочия по ограничению времени продажи вплоть до полного запрета.

В Центре подчеркивали, что не должно быть жесткого ограничения на продажу в выходные дни алкогольной продукции на всей территории России, так как это может привести к печальным последствиям. Механический запрет приведет к росту нелегальных продаж, кустарного производства алкоголя и потребления суррогатов. И пока отсутствует комплексный подход к организации досуга населения, люди будут развлекаться по-старинке — с помощью алкоголя.

Поэтому вначале необходимо привлечь профессионалов к антиалкогольной пропаганде и организации досуга — прежде всего молодежи. И акцентировать внимание на защите несовершеннолетних от вовлечения в пьянство. Непродуманные попытки антиалкогольной пропаганды зачастую приводят к обратным результатам. Яркий пример тому — вирусный ролик «Белочка — я пришла!», выпущенный Минздравсоцразвития и превратившийся в одноименный водочный бренд. Продажи водки под этим брендом в течение первого года выпуска (2012) достигли уровня 20 млн бутылок, заняв около 1% рынка.

Маркетологи сходят с ума: Водка «Белочка.Я пришла!!!»

На «мероприятия, направленные на формирование здорового образа жизни у населения Российской Федерации, отказ от потребления алкоголя и табака» выделяется примерно 600 млн рублей в год. Это менее 0,1% от суммы акцизных поступлений с алкогольной продукции и сигарет. Крайне низка и эффективность использования выделяемых средств.

Деньги на пропаганду здорового образа жизни распределяются регионами. При этом существует прямая заинтересованность бюджетов субъектов Российской Федерации в поступлениях акцизов от производства алкогольной и табачной продукции. Кроме того, многие регионы дотируют из региональных бюджетов производителей алкогольной продукции. И это уже конфликт интересов.

Кроме того, излагая два года назад свое видение этой проблемы на страницах газеты , глава Центра разработки национальной алкогольной политики Павел Шапкин отметил, что демонстрация процесса потребления алкоголя по телевидению до сих пор ничем серьезно не ограничена. Алкоголь принимают в фильмах, считающихся классикой кинематографа, как положительные, так и отрицательные герои. Их и так часто воспроизводятся в течение реальных пьянок, что считаются уже частью нашей «культуры». По мнению Шапкина, результатом творчества многих прославленных советских кинематографистов стала необходимость принятия срочных мер, которые вылились в горбачевскую антиалкогольную кампанию.

Кроме того, в течение 20 лет реклама алкогольной продукции (пива) демонстрировалась по телевидению. В начале 2000-х годов вообще не было ограничений.

Для того, чтобы сократить более чем в два раза потребление алкоголя к 2020 году, по мнению главы Центра, необходимо действовать в правильной последовательности. И начинать надо с сокращения потребления алкоголя героями кинофильмов.

Источник: https://www.newsru.com/russia/05sep2019/alko.html?utm_source=rss

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru